Обещанная история про Мунка

0 поделились
0
0
0

Норвежцы достаточно спокойно относятся к охране и сохранности своего культурного наследия. Подлинники Мунка можно встретить в самых неожиданных местах, без охраны и часто в нечеловеческих условиях. Никакого пиетета, климат-контроля и защитных стекол. В музеях есть все вышеперечисленное, но преступники обычно плохо учат матчасть, чем усложняют себе задачу, и воруют именно из музеев.

Первый раз скандальный инцидент с живописью Мунка произошел в 1988, когда слегка ненормальный бывший футболист и член преступной группировки, работавшей по всей восточной Норвегии, Пол Энгер украл картину Мунка “Вампир”.

Получив смешной срок и выйдя на свободу, в 1994 он ворует Мунка снова. На этот раз знаменитый “Крик” из Национальной галереи. Картину быстро нашли, вор спрятал её дома у родителей.

Энгера характеризуют как болезненно одержимого воровством произведений искусства. Как по мне, обычный уголовник. Недавно снова попался на краже дорогих часов. Все-таки ничто не заменит образования.

Второй раз народ подошёл к вопросу более структурированно, как сейчас любят говорить. Был заказчик кражи, были исполнители, дорогие автомобили, а само ограбление было вооруженным. Никто не пострадал, но всё тот же “Крик” и бесценная “Мадонна” исчезли из супер-современного по тем временам Музея Мунка на станции Тёйен. Все нашли, всех посадили, обе картины до недавнего времени висели в Национальной галерее в стеклянных саркофагах, во внутреннем зале со специальной охраной.

Встал вопрос об инвентаризации национального достояния. И тут открылись ужасающие факты. В настоящее время неизвестно местонахождение 19 картин и эскизов Мунка. Часть исчезла из студенческого общежития, где они висели чуть ли не в коридорах. Те, с кем полиции удалось поговорить, даже не знали, какие сокровища украшают их жизнь. Но очевидно, что некоторые сориентировались. Следы ведут в Венгрию, и на этом пока всё. Словом, скандал.

Должно ли искусство принадлежать народу?
Подлинники ли висят в музеях?
Отправлять на выставку или пусть сами едут и смотрят, а мы не будем шевелить и травмировать нашего Матисса, Рублева, Босха?
Страховать и рисковать или закрыть и спрятать красоту? Как показать, не рискуя?

Из этих вопросов состоит жизнь современного музея. И всегда существует обратная сторона луны, тайные коллекции, одиннадцать друзей Оушена, Питер О’Тулл и Одри наша Хепберн.

0 поделились
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравится